Неопытного копирайтера могут поджидать трудности в общении с покупателями, острые замечания, недопонимание или несправедливые претензии.
Известно, что “художника может обидеть каждый”, поэтому часть новичков сразу же бросают копирайтинг, так и не начав достойно зарабатывать.
Как ответить на претензии заказчика?
Что делать, если замечания необъективны?
Прежде всего, не стоит примерять ярлык невезучего и вздыхать о том, что жизнь несправедлива именно к вам. В любых отношениях исполнитель-клиент, продавец-покупатель, заказчик-автор всегда найдутся недовольные, неудовлетворенные, да и просто люди со сложным характером.
Есть 2 категории заказчиков статей:
1. Бизнесмены оффлайн, владельцы компаний, учреждений и предприятий, которым нужен сайт своего представительства в интернете для расширения клиентской базы
2. Вебмастера, нанятые для комплексных задач по созданию и продвижению сайта. Они занимаются разработкой концепции дизайна и сбором оптимизированного контента (тематическое наполнение) – это видео, аудио, флеш графика и seo тексты.
Обе категории заказчиков – “технари”, не всегда способные четко выразить свою мысль и доходчиво объяснить цель ТЗ.
Как ответить на претензии заказчика?
Как понять, что от вас хотят?
Что может не понравиться?
Чтобы увидеть пример косноязычия в задании, не нужно далеко ходить. Стоит просто заглянуть в раздел Публичные заказы на бирже Текстсейл или другой и почитать заявки на копирайтинг.
Например, так пишут владельцы сайтов, которые почти не имеют понятия, как правильно составить ТЗ (техзадание) для веб-автора:
или так:
Это не самые забавные примеры заданий, бывают и более несуразные, но ваша задача деликатно перефразировать, расшифровать этот безграмотный винегрет слов от заказчика, при этом не выпячивая своего профессионального превосходства.
Вы можете предоставить бриф (форму для заполнения ТЗ с готовыми вопросами по написанию статьи), хотя в некоторых случаях, это может еще более осложнить общение с некомпетентным покупателем.
Лучше предоставить лаконичный список своих вопросов заказчику, к примеру такой:
Для выполнения задания мне желательно знать:
√ вид и стиль статьи
(рекламная, информационная, на Главную страницу сайта, в разделы О компании, Услуги, описания в каталоге, продающий текст для одностраничника, копирайт или рерайт и т.п.) Уточните стилистику (допускается ли юмор, ирония либо строго технический стиль без эмоций)
плюс сведения, данные, факты о компании (товаре, услуге), которые понадобятся по замыслу
√ seo оптимизация, то есть ключевые запросы (список от заказчика или самостоятельный подбор релевантных фраз)
√ размер текста
количество знаков в статье, без учета пробелов (статистика Word)
√ ссылки на заполняемый сайт
и сайты конкурентов (образец подобного материала)
√ срок сдачи статьи
√ цена за 1000 знаков (символов) без пробелов
√ условия оплаты
учет комиссии биржи и дополнительные пожелания к статье
Несмотря на ваше четкое предложение, бывает так, что покупателю некогда, не понятно или не хочется разбираться в подробностях вашей услуги, а нужно лишь срочно получить свой текст без лишних уточнений.
Как ответить на необъективные претензии заказчика?
Достичь рабочего взаимопонимания возможно почти всегда.
Но не стоит браться за заказ, если:
– покупателем выступает веб мастер, слабо компетентный в вопросах текстовой оптимизации
– ваш клиент самоуверенный владелец сайта. Задание может быть составлено настолько безграмотно, что станет попросту невыполнимо.
Необъективные условия и претензии заказчика:
- Запутанное SEO: слишком большое количество ключей для короткого текста, намеренные ошибки (часто требуется для сайтов низкого качества), сложные ключевые фразы
- Претензии к индивидуальному авторскому стилю (если ваше изложение не по вкусу, настаивать и насильно менять собственный уникальный стиль автору не рекомендуется)
- Неоправданно сжатые сроки выполнения работы (спешка влияет на качество статьи)
- Неоднократное редактирование текста говорит о том, что заказчик склонен придираться до бесконечности. Не стоит терять время, если приходится исправлять статью более 3-х раз
- не ясны сроки оплаты (сразу оговаривайте все подробности работы)
Как отвечать, когда у заказчика есть претензии к низкой конверсии (плохой индексации) сайта?
Если оптимизированная статья и правильно подобранные ключи не повлияли на высокую выдачу сайта в поисковых системах, причина не в копирайтинге.
Каждый ресурс в интернете – это не только текст. Контент сайта – представляет собой комплекс различных инструментов оптимизации.
К ним относится графика, видео, баннеры, цвета, шрифты, структурное построение, легкость визуального восприятия, правильная навигация страниц сайта и многое другое.
Несовместимость (или недостаток) этих элементов сказывается на продвижении (конверсии) сайта.
Но некомпетентные, далекие от копирайтинга заказчики часто обращают свои претензии именно к автору статей.
В таких случаях, деликатно откажитесь от предложения, сохраните время и силы для более достойной и выгодной работы.
Приятного общения с заказчиками!